green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

France culture papiers №15

Интервью с Арианой Мнушкин, чьи спектакли (1, 2) нас так потрясли в прошлом году. Рассказывает о том, как устроен Théâtre du Soleil: очевидно, — говорит она, — зарплата у всех работников спектакля одинаковая. У режиссёра, у работника сцены, у актёра, у гримёра...

После этого она пускается в пространные рассуждения о справедливости мира, роли денег и цели зарплаты. С этим можно соглашаться или нет, но меня сразило вот это «очевидно». Вот это — Франция. В чистом виде. Не то, чтобы здесь все такие были — здесь такие возможны.


Я разговаривал как-то с парнем (Маню), работающим в программерской конторе. Маленькая компания, ищет и выполняет контракты, эдакий коллективный фриланс. Человек 10-12 работает, и тот же самый принцип — единая зарплата у всех работников.
И как, спрашиваю, не уходят лучшие, не остаются только лодыри? Стандартное поведение в страховке — как только перестаёшь дифференцировать тариф, у тебя остаются только самые худшие клиенты. Да вот нет, говорит, каким-то образом такого не происходит. Почему — непонятно. Но это явно не просто случай. Компания несколько раз дорастала до большого (для этой схемы) размера, после чего делилась на две. И сама когда-то таким образом отпочковалась от другой компании. И практически все эти веточки живы.

Схема, кстати, достаточно красивая. Компания акционерная, но её единственная акция принадлежит ассоциации. В которую ты вступаешь в момент найма на работу, и откуда ты автоматически исключаешься в момент увольнения. А дальше всё работает как обычная ассоциация — годовое собрание определяет бюджет на следующий год, решает, что делать с результатом текущего. К слову, у них действительно есть какая-то небольшая фиксированная зарплата, а по результатам года может перепасть ещё. И что, спрашиваю, разве не побеждает популизм: пока бабки есть, давайте их разделим, а что будет завтра — вот завтра и посмотрим? Да нет, говорит, пока вот люди реально задумываются над жизнью компании, над её развитием. И если нужно куда-то инвестировать — то инвестируем, а не делим.

Звучит какой-то научной фантастикой, если честно. Но явно работает. Чего-то мы всё же не понимаем в функционировании человека и групп.

Спросил сразу о преимуществах такой системы. Вот ты, говорю, если ты вырос, а твоя зарплата — нет, почему ты не уходишь? И аргументы напомнили мне старые разговоры о том, нужно ли снимать квартиру или покупать. Я сам долгое время писал разные файлики, учитывал все эти cash-flow, пока не понял, что самый главный фактор — психологический. (в предположении, что ты не считаешь последнюю денежку) Не важно, где выгодно, важно — где тебе будет комфортно. Вот то же самое, говорит. Дело даже не в том, что ты не «работаешь на дядю». Главное в том, что ты — реальный хозяин. Ты сам задумываешься, куда ты хочешь привести свою компанию, ты сам прекрасно понимаешь, когда можно балду пинать, а когда нужно пахать по ночам. И когда всё получается — ты совершенно по-другому это чувствуешь. Ты знаешь, что это сделал ты, для себя, ради себя. Точнее даже не «ты», а «вы». Ты, и такие как ты.


Ладно, минутка агитации за Клинтон политинформации закончилась, вернёмся к Мнушкин.

Она, как раз, говорит, что да, уходят иногда актёры. Кино, ТВ — там бывают совершенно другие деньги. Но нет, она на них зуб не точит. Доброго пути, так сказать.

Пишут ещё, что они выпустили несколько DVD, в основном записи спектаклей, кроме Caravansérail и Le Fol Espoir, которые являются настоящими фильмами (по одноимённым спектаклям). Второй мы, конечно, уже видели, но всё равно записываю оба себе в wishlist.
Tags: france, france culture papier, wishlist
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments