green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Лувр — экскурсия по греческой керамике — IV

первая часть
вторая часть
третья часть

10. Амфора с красными фигурами
Примерно в 530 году до нашей эры некий афинский мастер (скорее всего, это был Художник Андокида — снова имя вазописца неизвестно, историки используют имя гончара) изобретает новую технику. Техника красных фигур фактически является негативом от техники чёрных фигур — вместо того, чтобы рисовать чёрной краской по красной глине, мастер рисует «всё кроме» чёрной краской, оставляя красные фигуры. Дополнительные детали не процарапываются по краске, как прежде, а дорисовываются чёрной краской. Тогда же появляется первое художественное движение — вазописцы-пионеры, в их числе и автор вазы из нашего маршрута, Финтий:



Ваза изображает легенду о богине Лете и великане Титии — как обычно Зевс оригинальным образом (превратившись в перепела) переспал с девушкой (Летой), и как обычно ревнивая Гера начала пакостить: послала Тития — тоже внебрачного сына Зевса — похитить Лето. Эта сцена в центре композиции. Титос не оправдывает своего статуса гиганта, он изображён самым маленьким. Обратите также внимание на руки Лето — она совершенно не сопротивляется, держит в руках подол своего платья (пишут, это гиматий). Но дети Лето — Аполлон (слева, схватил Тития за руку. обратите также внимание на висящий в воздухе лук с колчаном) и Артемида (справа, лук в руках) спасли мать, убив гиганта.
Все персонажи подписаны, у Артемиды ко всему прочему приписано aidos — «почтенная». Несмотря на содержание сцены (это драка, битва), все герои расслабленные, улыбаются.

Техника красных фигур, с одной стороны, убирает возможность делать фигуры разного цвета (в номере 9 мы видели Афину, тело которой — как и тело всех женщин на чёрнофигурных вазах — было белым). С другой — процарапывание свежей краски не позволяло наносить точные линии. Перейдя на красные фигуры, мастера получили возможность рисовать более тонко, как следствие — появились первые признаки использования объёма, перспективы, более естественные положения изображённых на вазах людей. Например, уже на этой амфоре видна нога не в профиль, а «анфас»:



На предыдущей фотографии показана вторая сторона вазы, она изображает палестру (спортивная школа в Древней Греции). Три молодых человека занимаются спортом под руководством тренера (слева — узнаётся по специальной рогатине, которой он поправлял движение учеников, а также по тому, что он там — единственный одетый). рядом с тренером — метатель диска, оставшиеся двое — метатели копья. Все персонажи снова подписаны, их звали Сотинос, Состратос, Харес и Соси.

Ещё одно преимущество техники красных фигур — она позволяет рисовать мелкие «реалистичные» детали, такие как ногти:



Следующего экспоната временно нет в залах. Я сфотографировал другую вазу того же автора, как только ваза вернётся, я сменю изображение и уточню её местоположение в музее.


11. Кратер в форме колокола с красными фигурами
Первая четверть V века до нашей эры — расцвет стиля красных фигур. В это время в афинских мастерских работает множество талантливых художников, в том числе — Берлинский Вазописец, названный так по амфоре, хранящейся в Берлине. Как обычно, вазописец не подписывал свои работы, только в этом случае у него не было и постоянного гончара, с именем которого можно было бы его связать.

Стиль берлинского вазописца предельно прост — на каждой стороне вазы по одному персонажу, никаких украшений, никаких дополнительных изображений. В маршруте предлагалось посмотреть на кратер с Зевсом и Ганнимедом, я же нашёл амфору с Дионисом (на фотографии) и сатиром:



В том же зале подойдите к витрине 24.


12. Кубок с красными фигурами
Пишут, что форма этой вазы достаточно редкая. Мне она издалека напоминает килик (сосуд для питья).



К середине V века до нашей эры килики представляют собой половину всего афинского производства ваз. Представленная в маршруте ваза расписана мастером Дурисом — наконец-то вазописцы начинают оставлять подписи на своих произведениях.

В каше букв между голов персонажей можно разобрать имена Эос (богиня зари, на чаше слева) и Дурис (слово под его именем, видимо, переводится как «художник»). В надписи справа видны имена Мемнон (сын Эос, царь эфиопов, в Троянской войне, его тело — справа на вазе) и Калиадес (гончар, слово επoιεσεν под его именем мы уже видели). К сожалению, надпись слева лично мне ни о чём не говорит, а в экскурсии туманно пишут об «acclamation en faveur d’un beau jeune homme» (восхищение красивым молодым человеком).



Сцена матери с телом убитого сына, конечно же, отсылает к пьете. Удивителен реализм — трупное окоченение, раны на теле, безвольно висящие руки, закрытые глаза... И просто прекрасно картина вписана в круг вазы! Это расцвет техники красных фигур.

Как это ни странно, Мемнон не упоминается в Илиаде. Я был уверен, что Илиада (сам не читал) описывает всю Троянскую войну — но нет, оказывается, Илиада заканчивается в процессе войны, и история Мемнона, например, описывается в «продолжении» другого автора, Эфиопиаде.

На внешней стороне кубка изображены сцена битвы Аякса с Гектором (их поддерживают соответственно Афина и Аполлон), и сцена бегства Париса от Менелая (изображены также Афродита с Артемидой, а Парис почему-то подписан именем «Александр»).

Следующего экспоната нет в указанном зале. Похоже, его переставили в другое место, но я не успел проверить. Более того, непонятно, насколько имеет смысл оставлять его в маршруте.
В качестве временного бонуса отмечу несколько ваз в «керченском стиле» — делали их по-прежнему в Афинах (это уже закат афинских мастерских), просто большинство ваз этого периода экспортировалось в Крым, где их и нашли археологи



13. Кратер с красными фигурами на тему «убийства Ниобид»
Поскольку самого кратера в посте нет, расскажу прекрасную историю, на которую я наткнулся в поисках информации о нём. Ниобий, 41-й элемент периодической системы Менделеева, назван в честь царицы Ниобы. Потому что он очень похож по всем свойствам на 73-й элемент системы — тантал. Который, в свою очередь, назван в честь папы Ниобы, царя Тантала. Элемент тантал получил своё название из-за трудностей в получении его в чистом виде — «танталовы муки».

История детей Ниобы тоже прекрасна, но по-другому. У Ниобы было 14 детей, а у богини Лето (это всё та же богиня, что была на вазе в п.10) — всего двое (но какие! — Аполлон и Артемида). В какой-то момент Ниоба начала мериться с Лето количеством детей. Очевидно, она выиграла, но Аполлон с Артемидой решили отомстить за унижение матери и убили всех детей Ниобы.

(окончание следует)
Tags: louvre, parcours
Subscribe

  • Pour la science № 521

    Короткая заметка о  перевале Дятлова — я всегда был уверен, что это что-то «наше», местное, чуть ли не местечковое, где какие-то фанаты носятся…

  • Pour la science №520

    Заметка о том, что бактерии кефира по-отдельности не способны выжить в кефире. Но в правильной пропорции одни бактерии вырабатывают вещества,…

  • Смена системы счисления и гибридные системы

    Всё в том же Pour la science № 519 отличная рубрика о гибридных системах счисления. Сначала по определениям: бывают как минимум позиционные системы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments