green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Лувр — экскурсия по греческой керамике — III

первая часть
вторая часть

7. Ваза для косметики с чёрными фигурами
Афинская мастерская ещё в первой половине VII века до нашей эры переняла изобретённые в Коринфе чёрные фигуры. Долгое время афинское производство находилось под влиянием коринфского стиля — вазы обильно украшены фризами с животными и растениями (пример мы видели в п. 4). Начиная со второй четверти VI века Афины вырабатывают свой собственный стиль, фокусирующийся на изображении человека безо всяких декоративных фризов.
Примерно в это же время развивается основной репертуар греческой мифологии.
Лично мне всегда казалось, что греческая мифология существенно древнее. Я попытался найти датировку основных греческих мифов — в тех редких источниках, которые задаются этим вопросом, действительно иногда упоминают VI, а то и V-IV века до нашей эры.
Мифология дала вазописцам огромное количество сюжетов для оформления ваз. Например, следующий экспонат:



Лувр называет его exaleiptron, но такое слово Википедия знает только по-немецки и итальянски, а google прямо предлагает при поиске по этому слову статьи о pyxide. В принципе, действительно, похоже на пискид, «коробочку», в данном случае — для косметики / мази.

Увидев эту вазу, я подумал, что уже в Древней Греции продавцы косметики пытались создавать иллюзию максимального объёма. Вы все, наверное, видели вместительные с виду баночки для косметики, у которых было толстенное стеклянное дно. А то и вообще выгнутое. Так и здесь — ёмкость для мази существенно меньшего диаметра, чем сама ваза (это видно сверху). Более того, полезный объём занимает не всю высоту, внешний контур вазы образует как бы три ножки, а сама ваза висит на них (я специально сфотографировал так, чтобы сквозь щель между ножками вазы был виден просвет).

Тут же я с удивлением узнал, что все греческие вазы (ну или как минимум, все великие вазы, выставленные в Лувре) приписывают определённым мастерам. Имена мастеров практически никогда не известны, но при этом специалисты умудряются понять, что какие-то вазы сделал один и тот же автор, и дают ему какое-то имя. Например, эта ваза — шедевр рук «Художника К» («Peintre C»), где буква отсылает именно к Коринфу. Собственно, единственное напоминание о коринфском стиле в этой вазе — это фриз с воинами по верхней стороне вазы (видно на предыдущей фотографии). А вся остальная ваза — типичный афинский стиль.

Внешняя оболочка, как я писал, делится на три части (три ножки), на каждой из которых — сцена из мифологии. На самой красивой, «лицевой» стороне — рождение Афины (это самое старое из известных изображений рождения Афины):



В центре (у меня как обычно в этом месте блик) — Зевс, из головы которого вынимают маленькую Афину в полном боевом обмундировании. Присутствуют богиня родов Илифия (если я правильно понял, это богиня-близнецы, изображена в виде двух женщин, перед и за спиной у Зевса), Посейдон (через одного направо, с трезубцем) и Гефест (через одного налево, с лабрисом — двусторонним топором). Самого интересного персонажа, сидящего под табуреткой у Зевса, мне идентифицировать не удалось.

Пройдите в следующий зал, зал № 653, вам нужна витрина № 18.


8. Афинская амфора с чёрными фигурами
Расцвет афинской мастерской приходится на 550-530 года до нашей эры. Наиболее яркие художники этой эпохи — Эксекий и Мастер Амасиса. Эксекий, в отличие от большинства вазописцев, был одновременно и гончар.

Я не до конца понимаю, какое из этих ремёсел более почётное. С одной стороны, меня когда-то поразил факт, что при возведении готических соборов скульпторы ценились меньше, чем расписывавшие их работы художники. Сегодня, очевидно, мы восхищаемся работой скульпторов, так как краска давно слетела. А в те времена скульпторы «всего лишь» придавали камню правильную форму, тогда как художники «наделяли его жизнью».

Так и здесь — казалось бы, художники должны как-то больше цениться. Но при этом на вазах стоят только подписи гончаров. Поэтому мы знаем, как звали Эксекия, а второму мастеру дали «творческий псевдоним» по имени гончара, чьи вазы он чаще всего расписывал (гончар Амасис).

С третьей стороны, именно гончары придумывали разные формы ваз. Тому же Эксекию приписывают какой-то из вариантов кратера.



На этой вазе (это амфора, сосуд для хранения и транспортировки оливкового масла или вина) изображён 10-й подвиг Геракла — похищение Гераклом (слева) коров у трёхголового великана Гериона (справа). В ногах у них лежит убитый пастух Евритион с торчащей из головы стрелой (то, что это пастух, можно понять ещё и по пастушьей шапочке у Евритона на голове).

На следующей фотографии за спиной Геракла видна надпись «ΕΧΣΕΚΙΑΣ ΕΠΟΙΕΣΕ» — «сделал Эксекий».



Стиль Эксекия всегда пафосно-героический, рисунки достаточно симметричны. Как на этой вазе, где Геракл с Герионом расположены практически симметрично относительно круглого щита с горгонейоном (прекрасное слово, означает «изображение головы Медузы Горгоны»).

Оставайтесь в том же зале, витрина № 4.


9. Афинский кувшин с чёрными фигурами
Эта ваза — дело рук упомянутого выше Мастера Амасиса. В отличие от пафосного Эксекия он расписывает и малые вазы, такие, как эта ольпа (небольшой кувшин):



Пишут, что мастер не брезгует и бытовыми сценами (Эксекий рисовал только героические сцены), но, к сожалению, в экскурсии представлена сцена приёма олимпийскими богами Геракла.

Геракла (крайний справа) сопровождают Афина (белый цвет тела традиционно обозначал женщин. обратите внимание на прекрасную сову на щите) и Гермес (его широкополая шляпа имеет своё название — петас, это типичная пастушья шляпа от солнца, а Гермес — их покровитель). Мастера Амасиса вообще отличается вниманием и любовью к мелким деталям — он всегда вырисовывает драгоценности, детали оружия и пр.

Ведут героя, как это ни странно, не к Зевсу, а к Посейдону (его трезубец виден слева на первой фотографии) — это тоже «фирменный» стиль мастера, он не дословно придерживается буквы «официального» мифа (некоторые исследователи считают, что это признак того, что Мастер Амасиса — иностранец, он просто плохо чувствует детали греческих мифов)



Вся композиция при этом предельно симметрична — парад богов с вертикальными элементами между ними. Вдоль одного из них (копья Афины) надпись «Aμασις μεπoιεσεν» — «меня сделал Амасис».

(продолжение следует)
Tags: louvre, parcours
Subscribe

  • Раздача книжек

    В очередной раз перебрали книжные шкафы, а то они уже трещали. Вытащили какое-то количество книг (в первой части больше худоественные альбомы и…

  • Раздача ещё не купленного :-)

    Были с Натанкиным вчера на барахолке, купили пачку детских журналов (штук 20 «Astrapi») за 1€. И я вспомнил, как мы с greenadine

  • Раздача детских книжек

    Разобрали кусочек шкафа, отложили детские книжки, к которым явно уже не будем возвращаться. Если кому-то хочется что-то из этого забрать себе —…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments