green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Лувр — экскурсия по греческой керамике — II

первая часть

4. Ориентализирующий кувшин для вина
В VII веке до нашей эры ориентализирующий стиль лучше всего представлен мастерскими востока Греции. Этот стиль узнаётся по фризам с животными (козлы, львы), вымышленными созданиями (сирены, сфинксы) или растениями (два прекрасных термина: розетка и пальметта — соответственно, орнамент в виде цветка и в виде пальмовых листьев). Другое название этого стиля — стиль диких коз. На следующей вазе (это ойнохойя — кувшин для подачи вина) козла видно справа в верхнем ряду.



Обратите, кстати, внимание на форму носика у этого кувшина — он тройной. Википедия утверждает, что с помощью ойнохойи искусные виночерпии могли разливать вино сразу в три сосуда.
Бежевый цвет фона фазы — это не глина, это краска. То есть, мы дошли до эпохи, когда вазу сначала целиком покрывали одним цветом, и уже по нему рисовали.

Проходите в следующий зал, зал № 654, посмотрите на вазу в витрине № 13.


5. Коринфский кратер с чёрными фигурами
В первой половина VI века до нашей эры основная конкуренция идёт между гончарами Афин и Коринфа. Мы уже видели (п. 3) одну из особенностей Коринфской мастерской — массовое производство маленьких ваз (арибалл). Другая особенность появилась примерно в 600 году до нашей эры — в Коринфе начали делать большие кратеры с особым видом ручек. По-французски они называются «le cratère à colonnettes» (кратер с маленькими колонами), а по-русски, похоже — кратер с волютообразными ручками. На следующей вазе видно, что ручки у неё расположены практически горизонтально, но при этом они как бы поддерживаются по бокам маленькими «колонами»:



Эта ваза — кратер Еврита. В спешке синхронного перевода я нашему мальчику перевёл это имя как Еврисфей, подвигов Геракла обчитался. Но Геракл на вазе таки есть — на следующей фотографии он возлегает справа:



Обратите внимание на (верхнюю) подпись — там написано «Геракл» Только справа налево, и не привычным греческим письмом, а коринфским (про него до сих пор нет статьи в русской Википедии, чем я занимаюсь?). Во-первых, Η закрыта сверху и снизу, то есть, скорее B. Во-вторых, Ε тоже закрыта справа (у них слева), то есть, тоже скорее как B, но другая. Λ откровенно асимметрича, но это было и в других диалектах греческого письма. А самый кайф — это повёрнутая на 90° Σ, выглядящая как М. С этими поправками надпись «Геракл» читается тривиально ;-)

Надписи, как видно, наносились как справа налево, так и слева направо, в зависимости от необходимости. На данной вазе подпись всегда начинается от подписанного персонажа. То есть, девица слева — это Иола (Ι писалась похожей на сигму, а смысл первой буквы я не смог понять. Похожа на дигамму, но что бы ей там делать? Или Иолу звали Уиола / Виола?), дочь Еврита (он ещё левее, именно на него смотрит, обернувшись, Иола), к которой сватается Геракл. История, как водится у древних греков, грустная, заканчивается полным разрушением всего, до чего смогли дотянуться протагонисты.

Но на вазе изображено то самое затишье перед бурей, пока они ещё не переругались. Сватовство, банкет. Самый кайф, конечно, когда понял общее содержание рисунка, рассматривать второстепенных персонажей:



Очень хорошо видна техника чёрных фигур  — на чёрный (красный) контур наносятся либо царапины, открывающие цвет предыдущего слоя краски, либо тонкие линии более светлой краски, добавляющие детали рисунку.

На обратной стороне изображена сцена самоубийства Аякса — он изображён насаженным на свой меч, за ним наблюдают Улисс и Диомед.
Оставаясь в том же зале, перейдите к витрине № 14.


6. Коринфский кувшин для воды
Этот вид ваз называется гидрия, у него три ручки — две маленькие по бокам, чтобы переносить сосуд, и одна большая (вертикальная) сзади, чтобы было удобнее наливать.

Это уже закат коринфской мастерской, середина VI века до нашей эры. Видно в частности по ярко-оранжевому фону — это снова краска, а не цвет глины, но эта краска пытается имитировать цвет глины афинской мастерской, которая постепенно становится более модной, чем коринфская.



Композиция едва ли не буквально повторяет кратер из п. 2 — покоящийся в центре Ахилл и оплакивающие его Нереиды (имя каждой из них подписано). Обратите внимание на оружие Ахилла, сложенное у подножья его смертного одра. В особенности на щит героя.

Несмотря на такую вот красоту, коринфская мастерская не пережила конкуренции с Афинами, производство практически останавливается к 540 году до нашей эры.

(продолжение следует)
Tags: louvre, parcours, письменности
Subscribe

  • Отравление Навального

    Все уже видели фильм? Если вдруг нет — крайне рекомендую. Дальше будут спойлеры :-) Помимо очевидного (надо быть хорошим, а плохим быть —…

  • Италия на бис

    Как только карантин сняли до такой степени, что стало можно, мы тут же поехали в Италию. Благо Илья с Мариной там очень удачно сняли домик: даты…

  • «Красное» в Grand Palais

    Отличная выставка «Rouge» в Grand Palais про «красное искусство». Я, конечно, согласен с фразой igparis о том, что было бы интересно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments