Первый — дворец шекинских ханов:
Дворец прекрасный!
Экскурсовод извинилась, что плохо говорит по-русски (все её русскоязычные коллеги отсутствовали — не сезон, она обычно работает по-английски), так, что-то после школы осталось. Если бы все так в школе учились, как эта девушка!
Единственная претензия — фотографии запрещены, вообще. Поэтому придётся самому себе верить на слово. Единственно, что сфотографировали — вот эти решётки. Вообще-то это витражи, и изнутри они светятся всеми цветами радуги. Нам рассказали, что вся конструкция — гигантский puzzle, 14 000 деталей на квадратный метр (кое-где, где конструкция начинала расшатываться, можно было даже видеть, как эти детальки друг за друга цепляются!):
А так — шикарные ковры, и расписной потолок, повторяющий рисунок ковра. Фриз с краткой историей ханства. Оригинальные двери с низкой балкой (чтобы кланяться, входя) и высоченным порогом (чтобы сквозняк не дул). Заранее продуманная структура делений дворца на мужскую и женскую половины — между ними всегда есть какие-то ухищрения (где промежуточные помещения, где просто стены толстые), чтобы звуки из одной половины не доносились на другую.
После ничем не мотивированного запрета на фотографии мы, если честно, рассчитывали на книжный магазин на выходе:
Тут надо сказать, что в Азербайджане ты никогда не забываешь, кто президент этой страны. И даже — кем был папа президента этой страны. Портреты Гейдара и Ильхама Алиевых в каждом магазине, на каждом перекрёстке, повсюду.
Выглядит это, конечно, зачастую комично, как в этом магазине. Два помещения, ты сначала заходишь в «комнату Алиевых» (на фотографии), и только через неё попадаешь в «настоящий» магазин с сувенирами. Формально в первом зале магазина тоже что-то продаётся, но он даже не выглядит как магазин. Непонятно ради кого играемый спектакль — продавцы включают в этой комнате свет, но по их жестам даже видно, что они не рассчитывают, что ты задержишься в этой комнате. К половине витрин подойти невозможно, да никто туда подойти и не пытается.
Впрочем, во втором зале никаких приличных книг про дворец мы тоже не нашли. Таня говорила, что буквально недавно там был шикарный альбом, но его распродали. А то, что осталось, покупать не хотелось — снятые чуть ли не на телефон фотографии, где в печати видно зерно jpeg, с совершенно нечитаемым текстом. Жаль, конечно. Но это уже следующий уровень, когда-нибудь и он придёт, надеюсь.
Второй повод заехать в Шеки — шекинская халва:
Слово «халва» вводит в заблуждение, потому что советский человек, конечно же, по этому слову воображает совсем не это.
В этом магазине был тоже «красный уголок», но скромнее и душевнее. Насколько я понял, на деревянной мозаике тоже изображён отец нынешнего хозяина, основатель этой кондитерской: