В двух словах завязка — в ближайшем будущем в Норвегии на выборах побеждают экологи под программой отказа от нефти и газа. Они строят ториевые электростанции, постоянно говорят всему миру «посмотри на меня, делай как я», и в какой-то момент заявляют об остановке добычи и экспорта углеводородов. Через несколько минут после того, как премьер-министр Норвегии объявил эту новость, его похищают (пока ещё без спойлеров, всё описанное происходит в первые 5 минут фильма и написано на обложке DVD) и объясняют, что Европа недовольна таким волюнтаризмом. Суверенитет суверенитетом, но есть же прагматизм. Поэтому премьер-министру объясняют, что на территорию его страны вводится ограниченный контингент войск (только для контроля над буровыми вышками! и только на время, необходимое для восстановления добычи!), а его самого отпускают руководить страной.
А дальше — мой с детства любимый сюжет (как у Стругацких во «Втором нашествии марсиан»): можно ли сотрудничать с оккупационными войсками.
(прекрасное здание норвежского правительства из фильма на самом деле оказалось офисом норвежской нефтяной компании. бууу!)
Дальше будет много спойлеров. Лично мне кажется крайне маловероятно, что кто-то, прочитав мой пост, бросится искать богом забытый норвежский сериал. Будем, как говорили герои сериала, реалистами. Но если вдруг — не ходите под кат :-)
Что мне больше всего не понравилось в сериале — это появление русских в сценарии. Норвегии ставит ультиматум Европа, но войска «по договорённости с Европой» вводит именно Россия. Почему мне это не нравится — совсем не потому, что русские показаны как-то неправильно, скорее наоборот, максимально корректно. Просто, даже не глядя сериала, русский зритель будет заранее предвзято к нему относиться (хе-хе, а украинский зритель тем более).
Я специально отслеживал все негативные коннотации с Россией за время сериала:
- В момент, когда в России умирает норвежский журналист, герои сериала говорят «могли и русские убить — у них, знаешь, журналистов иногда убивают!» Коннотация негативная, но не назвать совсем уж поклёпом (эту же информацию можно увидеть и в любой газете мира, в том числе русской).
- Русские солдаты действуют чётко и уверенно. Что можно теоретически расценить как нагло и жёстко. Но именно так и должны действовать солдаты любой страны.
- Только под конец сериала можно увидеть в поведении русских какие-то имперские замашки. Но к тому времени против них было уже совершено столько терактов, что это не выглядит чем-то вызывающим.
Несмотря на всё это, Россия заявила протест: «Безусловно жаль, что в год празднования 70-летия Победы во Второй мировой войне авторы сериала, словно забыв о героическом вкладе Советской армии в освобождение Северной Норвегии от немецко-фашистских захватчиков, решили в худших традициях „холодной войны“ попугать норвежского зрителя несуществующей угрозой с Востока». Всё ещё не читали, но так и осуждают. И никаких новых аргументов за последние 70 лет, кроме «деды воевали!»...
Всё. «Русскую» скобку на этом можно закрывать. Если вы способны закрыть на неё глаза во время просмотра сериала — смотрите немедленно!
О чём на самом деле фильм?
Во-первых, конечно же, оккупация. Положение «тебя все кинули».
Идти сражаться? — Убьют.
Поднимать армию? — Куда ты попрёшь против русской армии? А если даже случайно и попрёшь — вся Европа за ними, а не за тобой. Рано или поздно добьют.
Забить на гордость, страну, суверенитет? — Но до какого момента можно терпеть, а с какого момента нужно реагировать? В сериале красиво обыграли начало Первой мировой войны: после убийства в Норвегии российского гражданина Россия требует участие в расследовании покушения. А когда выясняется, что в смерти замешан эмигрировавший в Норвегию чеченец, то Россия начинает оспаривать решения норвежского суда.
Во-вторых, спираль терроризма. Очевидно, что оккупацию многие жители страны будут рассматривать, как унижение. И в отсутствие войны (чёткой и жёсткой реакции правительства твоей страны на оккупацию) рано или поздно появятся террористы. [в случае войны террористы тоже появляются, но называются красивее]
И что с этим делать — совершенно непонятно. К концу сериала раздел «оккупанты / оккупированные» становится гораздо менее важной, чем «разжигатели / миротворцы» (разжигатели — норвежские террористы и русские генералы, миротворцы — норвежские и русские дипломаты). И совершенно становится ясно, что запустить спираль террора тривиально, а вот остановить её практически невозможно. Очень скоро люди перестают действовать рационально (они и в начале-то не слишком долго думали, всё на эмоциях) и начинают просто мстить, реагировать не поступки противоположной стороны. С повышением ставок, по нарастающей. Радикализация с обеих сторон.
Мы с Анютой тут же заинтересовались историей. Понятно, что примеров раскручивающейся спирали полно, вопрос — есть ли какой-то опыт приличного выхода из этой ситуации? Есть вариант «террорист побеждает», когда вторая сторона просто сдаёт все свои позиции — Чечня, Индия и т.п. Есть вариант «всех убили», когда вторая сторона планомерно выжигает всех — Советская Прибалтика, Чехословакия. Есть вариант «и убивали они друг друга ещё тысячу лет» — Израиль, Афганистан. А есть вариант «разобрались, помирились»?
Попытались покопать историю Ирландии, где был терроризм, и, вроде как, куда-то делся. Но поняли, что нужно много читать, вдаваться в детали, чтобы понять хотя бы что-то. Википедией тут не обойдёшься, записали себе в планы набрать книг в библиотеке.
В качестве компенсации за чернуху прекрасный ляп из сериала. Норвежский журналист встречает незнакомца, представившегося Максимом Ивановым. Он пытается навести справки, открывает google, набивает «Максим Иванов» — найдено 0 страниц. Так журналист понимает, что русские что-то скрывают!
А посла России играет Ингеборга Дапкунайте. Я помню это имя ещё с детства, и не могу вспомнить, откуда. Она играла какую-то второстепенную роль в «Интердевочке», а потом сразу «Утомлённые солнцем» и «Миссия невыполнима», то есть явно не моё детство. Загадка... Но играет она прекрасно!
Очень классно, что нет чёткого деления на хороших героев и плохих. Главный герой (мы с Анютой считаем таковым Дьюпвика) вообще несколько раз меняется от «героя» до «мерзавца». Да и второстепенные — всех понятно, всех можно оправдать. Все поступают так, как мог бы поступить и ты. Отличный сериал!
А ещё, как в «Борген», очень приятно смотреть на хорошо работающие (даже в условиях оккупации) государство и общество. Разделение властей, профессиональный секрет и т.п. Каждое нарушение правил бросается в глаза, обсасывается пол серии. На этих нарушениях построен сюжет — начинаешь с того, что выпросил у жены рассказать, чем она на работе занимается, а заканчиваешь убийством. И цепочка чётко показана, одно аккуратно вытекает из другого. Это тебе не Жеглов, который подкинул в карман кошелёк, и ему за это ничего не было, одни плюшки.
А этот кусочек уже для тех, кто посмотрел сериал.
Что осталось непонятным:
— Кто в пятой серии подсказывал Томасу (журналист) ехать на завод? Зачем нужно было показывать ему взрыв?
— В конце шестой серии сын Томаса и Бенте (хозяйка ресторана) кидает коктейль Молотова в российское посольство. Его тут же задерживают. И всё. Мельком упоминают каких-то социальных работников в седьмой серии. Но больше никакой реакции. Почему? Потому что он несовершеннолетний?
— Непонятный характер Венке (силовой министр Норвегии). Простое прочтение (она смертельно больна, ей нечего терять) не объясняет отсутствия какой бы то ни было логики в её поступках. На что она надеялась? Какой сценарий был у неё в голове? Вариант «все бабы — дуры» не предлагать, она дослужилась до министерского поста, мозги у неё по определению должны быть. И то, как она выплыла из ситуации с Биркеланд (основатель «Свободной Норвегии»), показывает, что с мозгами у неё действительно всё нормально.
— Кто убил Биркеланд? Русские следили за Дьюпвиком, который следил за Венке? Но это можно понять только методом исключения, «потому что больше некому».
— Непонятно поведение русских в 9 серии — Норвегия высылает русских нелегалов на Шпицберген, на перехват вылетают российские истребители. И что? Они что, угрожали сбить этот самолёт? Со своими гражданами на борту? Как именно они могли сформулировать свои требования — разворачивайте самолёт, а то что?
— Непонятна линия Максима Иванова. Даже если предположить, что Томас прав, и русские сами устроили взрыв на заводе — как Иванов сбежал оттуда? А если не предполагать, то вообще непонятно, как он в Норвегии оказался.
А концовка просто прекрасна!