green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Cité de l’architecture et du patrimoine — Archi-timbrée

Я писал, как случайно узнал о совместной выставке музея архитектуры и французской почты на тему «Архитектура в марках». Кстати, ещё один пример лёгкого, не пафосного отношения к названиям серьёзных, казалось бы, мероприятий — выставка называется archi-timbrée, формально название составлено из корней «архи[тектура]» и «[прилагательная форма]марка», но звучит как «совершенно чокнутый». Выставка действительно сумасшедшая!

Они нашли 50 экспонатов музея архитектуры, которые были когда-то представлены на французских марках. И выставили эти марки (я всё никак не забуду когда-то прочитанную мною фразу директора парижского музея почты про их коллекцию марок — «очень просто, у нас есть всё») напротив оригиналов копий:



Один из первых же экспонатов — тимпан Отенского собора, о котором я недавно читал в книге Пастуро. Вон, справа от Христа мухлюющий с весами чёрт, и архангел Михаил, мухлюющий «честно», чтобы восстановить справедливость:



Вообще, такое ощущение, что в музее были представлены практически все описанные Пастуро церкви! Но поскольку я читал книгу уже после похода в музей, я это заметил только уже разбирая фотографии. Blow up.

А вот коровушка из Vézelay:



Другие коровушки — из Ланского собора (на предпоследнем уровне башен). Они в натуральную величину, просто собор огромный, их и на фотографии-то еле видно, а уж вживую, с земли...



Вот они немного покрупнее. Мы с Анютой были в этом соборе (это недалеко от Center parcs), и даже на башни поднимались. Нам там рассказали легенду об этих быках — якобы на стройке их использовали как тягловую силу, и когда быки совсем уже потеряли все силы, бог послал строителям новых, свеженьких быков.



Чем музей прекрасен — это тем, что ты можешь близко подойти, рассмотреть то, что в оригинале находится слишком высоко. Вот, например, роза Сент-Шапели — ну вот кто её по-настоящему видел?



А это — колодец из дижонского монастыря. Пастуро в своей книге писал — относительно другого барельефа — о том, как появилась традиция изображать пророка Моисея с рогами. Дело в каком-то слове из Ветхого завета, которое можно перевести с иврита и как «рога», и как «лучи». Лично мне очевидно, что хотел сказать автор фразой «И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его [рогато или сияет?], и боялись подойти к нему», но в каком-то варианте перевода на латынь лицо стало рогатым, что дало повод традиции изображать Моисея с рожками (см. например Микеланджело).



Никогда не могу пройти мимо этой скульптуры — положение во гроб Лижье Рише.



Там прекрасны все персонажи, но я просто глаз не могу оторвать от этих рукавов:



Я как раз сейчас читаю книгу (Intrigue à Venise), в которой герои проходят в морской музей Венеции и отмечают мраморную скульптуру на входе (она совершенно случайно оказалась первой в моём старом посте про этот музей), как там автор (который тот же Антонио Канова, что и у «Амура и Психеи» из Лувра — как всё-таки здорово начинает складываться паззл!) умудрился камнем, мрамором передать морскую волну, её пену. Вот с этими рукавами то же самое — невозможно поверить, что это камень, очень хочется руками потрогать!

Ещё одно положение во гроб (отсюда). На этот раз посмотрите на двух солдат, слева и справа от основной композиции:



Непонятно, насколько достоверна история (рассказывал Проспер Мериме, но на этом происхождение информации обрывается) — статуи были обезображены паломниками, которые принимали их за римских солдат Понтия Пилата. Не то, чтобы я оправдывал христианских фанатиков паломников, но я с трудом понимаю, какие ещё солдаты могли быть изображены в данном контексте...

Марку с Эйфелевой башней поставили у окна, из которого виден оригинал:



Мне очень нравится такая вот игра, балансирование между настоящим и менее настоящим. Настоящая башня, которую только видно из окна — она более «настоящий» экспонат, чем модель, честно находящаяся внутри музея?

В самом музее при этом был посвящённый башне стенд, в том числе выставлены оригинальные чертежи с надписью «300-метровая башня» — очевидно, что Эйфель не называл свою башню Эйфелевой.

Макет Дома Радио — более реалистический, чем тот, что выставлен в самом Доме Радио :-)



Модель квартиры из дома Корбюзье (который, насколько я понимаю, вдохновил все наши родные 9-этажки), масштаб 1:1. Мне раньше казалось, что в этом доме все квартиры были одинаковыми — я где-то читал, что все квартиры должны были выходить на обе стороны дома, что достигается только 2-этажными квартирами, обтекающими центральный коридор без окон, пронизывающий каждый этаж от одного конца дома до другого. Но, оказывается, квартиры были разными — всего было 3 блока: общий (прихожая, кухня и зал), родительский (спальня и ванная) и детская (детская комната и ванная), и уже из этих блоков собирались разные варианты квартир от 1-комнатных (для холостяков) до вариантов на семью с 8-ю детьми.




Выставка очень классная. Несколько интерактивных стендов, на которых мы с Натанкиным зависли (я в итоге ходил два раза — сначала сам спокойно посмотрел, пока мальчик в школе, а потом ещё раз с ним пришёл пройтись по самым лучшим экспонатам). Стенды простенькие — найди недостающий кусочек, отсортируй марки по годам / по стилям и т.п. Но именно такие мелочи создают живое настроение в музее:



Я вот, кстати, задумался — что происходит с такими стендами после того, как выставка закрывается? Физически стенд, понятное дело, или перепрограммируется, или идёт в мусор. А программа? Почему их не выкладывают (я не встречал) в интернете? Или ещё лучше — регулярно в музеях стоят экраны, на которых показывают короткие тематические ролики. Почему их нет в youtube? Ну, ладно ещё постоянная коллекция, у музеев есть какая-то стратегия распространения информации (что выкладывать на сайт, что нет, что разрешать фотографировать, что на открытках продавать), но на временных выставках совсем жалко — выставка закончилась, и всё? Ролик в архив / на помойку? Я встречал ролики, которые хотелось целиком переснимать с экрана на фотоаппарат.

А ещё, перечитал описание выставки на сайте почты — оказывается, они делали ещё и мастерские по гравюрам! А мы только что были с Анютой в BNF на выставке о гравюрах, и задавались вопросом — почему мастерские с витражами есть и повсюду, а с гравюрами такого нет. Похоже, действительно, в этом городе есть всё. Но мы видим только то, что нам интересно уже. И только задним числом замечаем, мимо чего мы проходили — история с романскими тимпанами туда же.
Tags: architecture, cité de l'architecture, marki, musei
Subscribe

  • Суп бурдэ

    Как перевести %subj% на французский? Можно попытаться сказать la soupe Bourdais, но нет. Сижу недавно на собрании, обсуждаем экономические сценарии…

  • «Etonnantes Étymologies» de Jean-Pierre Colignon

    Прочитал книжку — Анечка когда-то подарила — про этимологию некоторых французских слов. Предсказуемо много интересного, неожиданно (но постфактум…

  • Урок французской литературы

    На прошлой неделе Натанкин в школе проходил очередного Виктора Гюго. L’art d’être grand père, часть Grand âge et bas âge mêlés, глава VI —…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments