green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Pour la science №456

Статья о том, как человеческий мозг реагирует на наркотики. Рассказывают, что разные наркотики имеют разную вероятность подсаживания на них (процент эпизодических потребителей, ставших зависимыми от наркотика).

Если честно, я — напуганный ещё в детстве страшными историями про героин — был уверен, что именно он будет на первом месте, причём с пропорцией подсевших в районе 100%. Но нет, на первом месте — табак (в статье особо отмечают — именно он на первом), 32%. Полез проверять в других источниках — именно так. А у героина 23%.


Статья про природный водород. До недавних пор считалось, что природного водорода на Земле не так много, и для индустриального использования необходимо разламывать либо воду, либо нефтепродукты, что достаточно дорого. Но в 2004 году российские учёные заметили на снимках подмосковного леса аккуратную круглую дырку:

Приехали на место — провал в несколько метров высоты, в котором погибли все деревья. И поток водорода в несколько тысяч кубометров в день. Посмотрели на другие снимки — таких дыр полно по всей планете! Совершенно пока что непонятно, откуда идёт этот водород, но собирать и использовать его можно прямо сейчас. США (Канзас) и Мали уже начали.

Во Франции уже продают Toyota Mirai на водородных топливных элементах, у Hyundai, Honda и Audi тоже есть серийные водородные автомобили. Я не знаю, как его заправлять на практике — в Японии, пишут, есть (редкая) сеть водородных заправок (построенных французской Air Liquide — cocorico!), но во Франции, похоже, пока ничего нет.


Прекрасная тема — почему подростки такие засранцы :-)
Пишут, что, грубо говоря, в голове у человека можно выделить блок эмоций и блок оценки опасности. И первый блок созревает существенно раньше второго: первый от 15 лет, второй — до 25, что даёт вплоть до 10 лет чистого счастья.
И блок эмоций нарочно подталкивает подростков к рискованным предприятиям, чтобы они с большей лёгкостью покидали родителей. Мне очень нравится другая, зеркальная теория (не видел серьёзных подтверждений), что поведение подростков призвано помочь родителям расстаться с ними, отпустить (выгнать к чёртовой матери! глаза бы мои...) во взрослую жизнь. То есть, это такое тонкое балансирование между «не отпущу кровинушку» и «убью гада!»

Пишут, что в этот период смертность резко возрастает — я проверил по французским таблицам, смертность (вероятность умереть в течение года) с какого-то момента монотонно растёт (с первыми годами действительно всё непросто), но вот темп роста в 15-20 лет действительно выше, чем и до, и после (на этот же уровень ускорения человек выходит годам к 40):




Статья про то, можем ли мы контролировать сновидения. Точнее даже, о техниках контроля. И тут внезапно встретилось название техники, которую я регулярно использую, чтобы не забыть сделать что-то важное — mémoire prospective. В двух словах — мы создаём «воспоминание будущего», представляем то, что может случиться (я завтра приду в столовую). Во всех деталях (я зависну перед стойкой с десертами). И завершаем воспоминание тем событием, которое нужно сделать (позвонить Филиппу). В тот момент, когда будущее начнёт реализовываться (я реально приду в столовую и зависну перед десертами), воспоминание всплывёт и подскажет нам, что мы хотели запомнить.

Проблема с этой техникой лишь в том, что порой бывает сложно понять, что было на самом деле, а что ты качественно представил. Зато ожидаемой проблемы — каждый день, когда я буду зависать перед десертами... — почему-то нет. Каким-то образом всё это стирается в момент реализации.

На этом основана одна из техник осознанных сновидений — запрограммировать себя на «если я понял, что я сплю, то не забыть начать контролировать сон», а потом регулярно проверять (со стороны эти проверки должны прекрасно выглядеть), не спишь ли ты.


Очень французская статья о датировании вина. Конечно же, есть метод изотопов — ещё в 1980-х французские учёные разработали метод оценки содержания дейтерия в вине, чтобы понимать, добавляли ли в вино сахар (оказывается, во Франции таки добавляют! А я тут же вспомнил одну из своих любимых серий Симпсонов).

Методику с тех пор усовершенствовали, разработали словарик на 1400 уникальных спектров, позволяющий достаточно уверенно судить о происхождении европейского вина. Но! — пишет автор — для этого ведь нужно открывать бутылку, отбирать жидкость!

И тут приходят современные технологии: бутылку помещают в вакуум, отбирают газ, проходящий через пробку и анализируют его на углерод-14 — его содержание в атмосфере ровно падает с 1960-х (момент окончания ядерных испытаний), что позволяет датировку вина с точностью до года. По крайней мере, для 1955-1990 годов. Учёные продолжают работать над аналогичной методикой для вин последних 20 лет.
Tags: pour la science, сон
Subscribe

  • Grande Galerie №14

    Рассказывают о том, как строили «новые залы» (журнал 2011 года, к залам с тех пор уже успели привыкнуть) для исламской коллекции Лувра. На всякий…

  • Tour Jean Sans Peur — Publicité au Moyen Âge

    Выставка про «publicité» в первоначальном смысле, то есть «rendre [information] publique» — это и современная реклама, и нынешняя пресса,…

  • Париж: реклама и витрины

    Ещё парижские фотографии внавалку. Неофициальная реклама против ядерной энергии. И явно те же авторы про Шадоков: А это реклама в метро,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Grande Galerie №14

    Рассказывают о том, как строили «новые залы» (журнал 2011 года, к залам с тех пор уже успели привыкнуть) для исламской коллекции Лувра. На всякий…

  • Tour Jean Sans Peur — Publicité au Moyen Âge

    Выставка про «publicité» в первоначальном смысле, то есть «rendre [information] publique» — это и современная реклама, и нынешняя пресса,…

  • Париж: реклама и витрины

    Ещё парижские фотографии внавалку. Неофициальная реклама против ядерной энергии. И явно те же авторы про Шадоков: А это реклама в метро,…