green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Pour la science № 450 — уверенность в себе

Я когда-то писал про Star Project о том, как влияет на судьбу детей их окружение в начале школы. В журнале статья о серии экспериментов на примерно эту же тему — как коррелирует умение ребёнка контролировать эмоции (maitrise de soi) и его дальнейшая судьба.

Как обычно, сделали программу для одного (улучшить IQ у детей), цель не достигнута, но при этом дети после этой программы живут существенно лучше не попавших в неё. То есть, что-то им всё-таки улучшили, пусть и случайно. Нынешняя гипотеза — им улучшили уверенность в себе, которую наблюдают через умение контролировать эмоции.

По самой теме говорить даже не интересно, и без этого было понятно, что чем спокойнее у ребёнка жизнь, тем более он уравновешенный, тем проще ему жить. Ну да, экспериментально доказали. Мне больше понравились побочные мелкие фразы.
Например, я давно задавался вопросом, как можно отличить, что у нас врождённое (генетическое), а что приобретённое (от воспитания). Ответ (после того, как прочитал его) очевиден — можно смотреть на близнецов. По теме статьи: однояйцевые близнецы выдают результаты теста контроля эмоций более похожие друг на друга, чем разнояйцевые. То есть, какая-то часть именно генетическая, и её можно измерить (если бы имелось в наличии неограниченное количество близнецов-добровольцев).

Удивила статистика преступности (связь с темой нетривиальная — авторы пытаются аргументировать, почему на их исследования нужно давать деньги): в США 10% ВВП тратится на борьбу с преступностью. А вообще в развитых странах треть населения имеет судимость, а 5% сидела (я когда-то ужасался Донецкой статистике, а она, оказывается, всего вдвое выше нормы).
Или вот — 7% населения делало попытки самоубийства (а в худших 10% выборки — вообще 22%). Переводя на нормальный язык — в среднем классе есть двое, пытавшихся покончить с собой. Я в шоке.

А вот тест на умение контролировать свои желания мне не понравился совсем. В двух словах: ребёнку дают конфету. А если он просидит перед ней 5 минут и не съест, ему дадут ещё 2 конфеты в награду.
Понятно, что этот тест что-то показывает. Но он же не только умение сдерживать свои желания меряет, он ещё и показывает доверие ребёнка к экспериментатору (и внешнему миру вообще). Мало ли, что тот пообещал. Даст ли?
И тут возникает сложный вопрос — насколько нужно учить детей не верить окружающему миру? С одной стороны, это крайне полезное знание. С другой — именно так подрывается возможность воспитать контролирующего свои эмоции человека.
Tags: pour la science, образование
Subscribe

  • La Vague и L'Odyssée des Gènes

    Практически одновременно купил два нон-фикшена. La Vague — книга французского эпидемиолога о первой волне ковида. Мы с Анютой — она тоже прочитала…

  • Разные книжки

    Был период, когда читать хотелось совсем какую-то ерунду, лишь бы попроще. Похоже, период прошёл, но за это время успел прочитать: «Nymphéas noirs»…

  • Когда ты понимаешь, что твоя жизнь пошла как-то не так...

    Утром отвозил Натана в школу, по пути назад поставил очередной книжный базар. Последний выпуск сезона, ответы на вопросы слушателей. Зачитывают…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments

  • La Vague и L'Odyssée des Gènes

    Практически одновременно купил два нон-фикшена. La Vague — книга французского эпидемиолога о первой волне ковида. Мы с Анютой — она тоже прочитала…

  • Разные книжки

    Был период, когда читать хотелось совсем какую-то ерунду, лишь бы попроще. Похоже, период прошёл, но за это время успел прочитать: «Nymphéas noirs»…

  • Когда ты понимаешь, что твоя жизнь пошла как-то не так...

    Утром отвозил Натана в школу, по пути назад поставил очередной книжный базар. Последний выпуск сезона, ответы на вопросы слушателей. Зачитывают…