green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Олимпиада

Анюта записала нашего мальчика на математическую олимпиаду. Зато я присутствовал при решении.

Мне ещё в детстве мама сказала, что шоколад очень помогает работе мозга. Шоколада дома официально никогда не было, но перед важными экзаменами родители вытаскивали какую-то старую заначку и торжественно выдавали. Для меня это такой ритуал, что я не смог удержаться, и несмотря на изобилие шоколада в нашем доме, передал его мальчику. С серьёзной миной мы отломали уши очередному шоколадному зайцу, мальчик принял допинг — и началось.

Часть задач он решил даже быстрее моего (например, «Шарф» — расставить на перевёрнутом и слегка смятом шарфе крестики и нолики в те же клеточки, что изображено на рисунке), сказался вчерашний тренировочный тур с Анютой.

Этот же тренировочный тур срезал Натанкина на другой задачке («Ковёр»): прямоугольными коврами разного размера застилают комнату, потом помечают одну из клеточек, накрытых ковром цифрой, обозначающей размер ковра (в клеточках). Ковры уносят на чистку, когда вернули — нужно восстановить их первоначальное расположение, пользуясь только оставшимися на полу цифрами. Мальчик сначала глазами решил задачу, а потом начал мышкой таскать кусочки ковра. В какой-то момент ему нужен был кусочек 1×5, и он в упор не мог его найти (а отец-ехидна, конечно же, не подсказывал). 1×4 он пересчитывал несколько раз, а на лежащий рядом 1×5 даже не смотрел. Я не мог понять, что происходит, но молчал. В какой-то момент мальчик взорвался — тут нет правильной детали!

На этом месте я объявил первый перерыв. Мы спустились в кухню, мальчик принял ещё шоколадного допинга, а я в это время объяснял правило олимпиады: если не получается задачка — отложи её. Если чувствуешь, что злишься — сделай паузу. Доел, успокоился, вернулся, методично пересчитал все коврики. Дошёл до 1×5 — ой! 5 клеточек! Но ведь вчера у него было 6 клеточек! — Видимо, вчера ковёр этого цвета был немного больше :-)

Это была последняя задачка, у Натанкина оставалось ещё 42 минуты. Я объявил второй перерыв, снова поели шоколада, я объяснил второе правило олимпиады. Если решил все задачи — внимательно перечитай все условия, проверь все ответы. Наверняка ты где-то облажался. Вариант — если за 15 минут до конца ты не решил все задачи, отложи их, проверь уже решённые. Практически наверняка ты успеешь больше заработать очков на исправлениях, чем на решении новых задач.

Вернулись, мальчик проверил все задачки. На «Гирлянде» (дан граф — бусинки на ниточках, — найти, какие из предложенных графов ему подобны) нашёл одну ошибку, но ещё одну ошибку добавил.

Зато исправил решение «Тени» (даны две проекции замка на ортогональные плоскости, построить замок). С этой задачкой тоже прикол — я в голове её решил, поэтому видел, что мальчик совершенно не то построил, что нужно. Но в момент коррекции он передвинул всего лишь одну фигуру — и получил правильное решение, просто не совпадающее с моим.
К вопросу о вмешательстве в процесс решения — если бы я начал ему «подсказывать», не поняв его решения, я бы его только запутал.

Я очень старался не смеяться на «дяде Грише» — у того были коты и гуси, всего 5 голов и 14 ног. Сколько у дяди Гриши гусей? Мальчик правильно решил — 3 гуся. Но в момент проверки у него получилось 5 голов и 11 ног. Оставшиеся 3 ноги он никак не мог пристроить, смотрел на меня налитыми слезами глазами и спрашивал, что делать с лишней ногой? Я предложил ему нарисовать на листике животных — рисунок вообще всегда помогает.

Ещё одна задачка «Забор» — в заборе 10 столбов, между каждой парой соседних столбов прибито по 3 перекладины. Сколько в заборе перекладин? Мальчик уверенно написал «30», но в момент проверки — задача была сразу после «дяди Гриши» — нарисовал забор, пересчитал на пальцах и исправил на «27».

В итоге, 5 задач решил полностью, 2 частично — одна бага в «Тени», и ещё одно решение не нашёл в «Шоколаде» (найти все варианты разрезания шоколадной плитки на 2 идентичных кусочка) — 62/70. С утра спросил, когда следующая олимпиада. Папа, а почему их нельзя делать каждый день?


А ещё меня поразило качество сайта — настолько приятная, качественная анимация (вместо привычных с детства текстовых задач, в лучшем случае с одной картинкой), настолько приятный и интуитивный интерфейс (ребёнок 6 лет вполне справлялся). Одно удовольствие!
Tags: ja, nathan, образование
Subscribe

  • Михаил Сегал

    Посмотрел недавно (спасибо, Самуил!) фильм Рассказы и сразу влюбился в режиссёра. Вот бывает такое (у меня буквально пару раз в жизни бывало), когда…

  • Black mirror

    На France Culture когда-то рассказали про очередной сериал (предыдущий мой улов там был  Le bureau des légendes). По описанию настолько захотелось…

  • Инверсия добра и зла

    Писал про «Инферно», упустил интересный момент. Там сюжет крайне актуальный: злодей пытается заразить всю планету неведомым науке вирусом. Мотивация…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments