green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Pour la science № 448

Аркбутаны собора Бове издавна были соединены железными балками. На фотографии Википедии они очень хорошо видны. В 1960-х годах собор реставрировали, и балки убрали — во-первых, некрасиво, во-вторых, казалось, это явные следы абы как сделанной предыдущей реставрации. Но во время урагана 1989 года аркбутаны начали колыхаться и чуть не развалились. В начале 1990-х годов их вернули на место (успели до памятного урагана 1999!), но только в этом году закончили анализ — балки оригинальные, датируются временем строительства собора.

Удивительно, я был уверен, что современные методы позволяют уверенную датировку последних 1000 лет (Фоменко не предлагать), но в статье описывается множество подводных камней.


В другой статье пишут про Хокинга. С ним постоянно работают четверо студентов — описывается тщательный отбор кандидатов, четверо лучших получают доступ к великому физику на 4 года. Подробная статья о том, как работает этот механизм — иначе не назовёшь. Очень сложно (да и бессмысленно пытаться) понять, чья в чём заслуга, чей вклад важнее — судя по статье они работают как единое целое. С центральным разумом, конечно, но всё равно, как один организм.

Я тут же вспомнил про коллективный разум муравейника из «Гёдель, Эшер, Бах» — там тоже невозможно понять, какой из муравьёв ответственен за тот или иной поступок, общий разум превышает сумму разумов отдельных муравьёв.
(как всё же хорошо быть склеротиком. открыл свой старый пост про книгу — и снова узнал много нового!)

Понятно, что в первом приближении так работают вообще все — у каждого учёного есть свои студенты / аспиранты. Но всё же интересно, насколько можно этот эксперимент распространить не только на Хокинга. В какой момент система застопорится из-за того, что люди не захотят работать винтиком в сложном механизме.


Оригами появилось в XVII веке, а более-менее серьёзное распространение получило в XIX веке.
Удивительно, я был уверен, что это какие-то совсем древние традиции.

Сама статья о том, что на листе бумаги можно нарисовать некий замкнутый контур, состоящий из отрезком прямых (например, звёздочку). И для любого контура можно сложить лист бумаги так, что потом одним разрезом ножниц мы вырежем этот контур. Для звезды это более-менее очевидно, но в статье приводятся также расклады для лебедя и бабочки. Нужно к Гамельну выучить пару выкроек (звезду я уже выучил) и показывать детям.

А ещё я вспомнил, как в новогоднем лагере мы делали снежинки, и я сделал снежинку с вырезами, которые при раскрытии давали надпись «НАТАН» — правильное мы мальчику имя дали, с многих сторон симметричное. Он, впрочем, тут же сказал, что это работает только по-русски, по-французски (NATHAN) и сами буквы не такие симметричные, и H «лишняя»...

Эта же статья продолжается легендой о том, что лист бумаги нельзя сложить более чем N раз (авторы цитируют N = 8). Я тут же посмотрел MythBusters — они рассматривали N = 7, но при помощи пары бульдозеров сложили гигантский лист бумаги 11 раз.
Авторы же рассказывают о девушке, мало того что сложившей бумагу 12 раз (два варианта — 1200-метровый рулон туалетной бумаги складывается вдоль одной оси, и большой лист складывается вдоль двух перпендикулярных осей), она ещё и математику под это дело подвела. В основном — расчёт потери бумаги на складках, из которого следует, что для складывания бумаги 13 раз нужен рулон не вдвое, а вчетверо длиннее того, что сложили 12 раз (в интернете уже есть ролики безумных студентов, складывающих рулоны 13 раз).


Анализ морфологии мастера Йоды, авторы статьи пытаются понять природу планеты, на которой живут такие персонажи.
В частности, обращают внимание на его пальцы — на руках по 3 пальца, а на ногах — в зависимости от эпизода.
В первом 3 пальца на каждой ноге, а во всех остальных эпизодах — 4.


Я иногда отвлекаюсь и не успеваю читать журнал сразу по получении. И всякий раз потом жалею — в этот раз вот опоздал, рассказывали о выставке интерактивных скульптур-касок. Человек сделал какое-то количество касок с системой зеркал, модифицирующих наше зрение, наше восприятие окружающего мира.

На иллюстрации справа «рыба-молот» — простая система зеркал, как будто глаза очень сильно разнесены. Были ещё жираф (просто, очень высоко глаза), чеширский кот (описание очень краткое, это статья про искусство, а не про физику, но достигали эффект, когда мозг переключался на что-то другое, и у собеседника как бы пропадало лицо или часть лица), циклоп (не смешно :-/), лошадь (глаза по бокам), хамелеон (один глаз смотрит назад) и т.п.

И всё это можно было примерить на себя! В Париже! Надо читать журналы вовремя...


Очень странная статья о том, почему студентам нужно вести конспект. Рассказывают о том, что студент, записывая за преподавателем, вынужден сокращать его речь, потому что преподаватель говорит быстрее, чем студент способен писать. И вот этот процесс сокращения, выделения основной мысли — он очень важен и для понимания, и для запоминания.
Пока, вроде, я со всем согласен. Но потом авторы говорят — поэтому нельзя давать студентам конспектировать на компьютере. Потому что рано или поздно они начинают стучать по кнопкам с нужной скоростью, и нужный эффект пропадает.

Помимо рефлекторного «прогресс не остановишь!» эта логика кажется тупиковой. Из тех же соображений нельзя давать студентам навыки стенографии, делать сокращения и т.п. Довести до абсурда — выдавать неудобные, плохо пишущие ручки, делать кривые столы и т.д.
То есть, есть, видимо, какой-то оптимальный режим, а не просто «быстро — плохо, медленно — хорошо». А раз есть оптимум — то почему он именно на скорости письма от руки?

Ещё хуже, пишет автор, выдавать студентам конспекты лекций — а мне когда-то именно этим очень нравилось французское образование, когда преподаватель в начале лекции выдаёт распечатку с кратким содержанием своего курса, и студенты только делают там пометки, концентрируясь на самом сложном, не «теряя времени» на запись простых моментов лекции.


Отдельная рубрика — рецензии на книги, откуда я себе черпаю в бездонный wish-list «на когда-нибудь». Книга об отношениях «человек — домашнее животное» рассказывает историю «Титаника» — оттуда спаслось 3 собаки, домашние питомцы пассажиров 1-го класса, нарушивших приказ капитана не брать в шлюпки животных. Авторы злорадно продолжают историю Poméranie, собачки Ротшильдов, которую пронесли на шлюпке под пальто, и которая благополучно попала под машину по приезде в Америку.
Tags: pour la science
Subscribe

  • La Seyne-sur-Mer

    На школьных каникулах решили сменить обстановку, съездить на юг Франции. Потому что за границу всё ещё сложно / невозможно, а там как минимум больше…

  • Forum des métiers

    У Натана в школе проводили что-то типа дней профориентации. В пошлом году делали в игровой форме — дети типа строят «город будущего», они выбрали…

  • Спорт в школе

    Натанкин рассказал, как у них в школе проходит «контрольная» по физкультуре. Они сейчас бегают. У нас как ставили оценки по бегу? Кто быстрее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

  • La Seyne-sur-Mer

    На школьных каникулах решили сменить обстановку, съездить на юг Франции. Потому что за границу всё ещё сложно / невозможно, а там как минимум больше…

  • Forum des métiers

    У Натана в школе проводили что-то типа дней профориентации. В пошлом году делали в игровой форме — дети типа строят «город будущего», они выбрали…

  • Спорт в школе

    Натанкин рассказал, как у них в школе проходит «контрольная» по физкультуре. Они сейчас бегают. У нас как ставили оценки по бегу? Кто быстрее…