green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Cour de Khorsabad

В Лувре есть несколько залов из Хорсабада. Точнее, с раскопок дворца Саргона II, находящихся на территории современного Хорсабада, но залы называются Хорабадскими, и я к этому названию уже привык.
Это один из моих любимых залов. А в марте 2015 мудаки из «Исламского государства» пришли в Хорсабад и разрушили то, что осталось от крепости Саргона II.



Когда-то давно я попал в эти залы с курсами клинописи. Меня тогда поразило название этих персонажей — добрые гиганты, géant gentils. И я тут же понял, кого мне напоминает обложка Gentle Giant.
Удивительно, но с тех пор, видимо, поменяли таблички, потому что сейчас барельефы подписаны «Héros», герои.

Вот фрагмент этого «героя, душащего льва» — какие прекрасные «часы» у него на руке!



А вот крылатый бык шеду с парадных ворот. В профиль он выглядит идущим, анфас — стоящим:



По-настоящему же у него просто 5 ног:



Мне настолько понравился тогда этот зал, что я начал предлагать друзьям показать его, пересказывая в двух словах, что нам успела рассказать ведущая курса. Потом я вошёл во вкус, но начиналось всё именно с этого зала.

У основания одного барельефа еле-еле видны следы поля для игры:



Если бы не табличка, я бы ни за что не увидел — правила игры непонятны, но вряд ли они бы ли слишком сложными. Что-то типа орлянки с продвижением фишек по игровому полю из 20 клеточек. Лувр уточняет, что поле, скорее всего, было выцарапано скучавшими на посту солдатами:



Вот «добрый гигант», у ног которого охранники резались в свою игру:



И снова, какие детали! И «часики», и «дамская сумочка»:



Обувь героя — подошва, кожаное кольцо вокруг большого пальца и ремешок:



У этой части коллекции сложная история. В середине XIX века случайно, как это водится, наткнулись на занесённый тысячи лет назад песком город. Что смогли — откопали, собрали самые красивые статуи и отвезли в Париж. В Париже рассмотрели, ахнули — и послали новую экспедицию. Которая взбудоражила местных жителей. Они попытались представить, зачем сюда могла приехать такая толпа явно не бедного народа. Наиболее правдоподобное объяснение было «они нашли золото». И поэтому на конвой из кораблей, гружённых очередными древностями, напали пираты. Золота не нашли, корабли потопили, статуи утонули — что уничтожила вода (там и гипс, и известняк), что так и валяется где-то на дне Тигра...


А вот барельеф «Перевозка Ливанских кедров» (фрагмент):



И снова детали — какие «кудрявые» волны, какие гады морские:



Бородатый русалк:



Маленький, летящий над водой крылатый бык (в профиль, значит идущий — всё правильно! жаль только, с правой ноги):



Краб поймал рыбу:




Я влюбился в этот зал с первого взгляда. Только один момент меня смущал. Вот эта картина богатых европейцев, которые приехали, спилили самое интересное себе в музеи и уехали. Это не преувеличение. Я просто показывал самые презентабельные, самые впечатляющие экспонаты. А там есть и такое:



Вот картинка оригинальной стены, красным отмечены понравившиеся французским археологам фрагменты, которые они тупо выпилили и привезли в Лувр:



А потом приехали американские коллеги, и ещё, и ещё...

Или вот, чтобы посетитель Лувра лучше представлял контекст, — картинка, на которой жирным выделен представленный в музее фрагмент:



Вот он:



Ну ведь варварство, думал всегда я! Как так можно! С пилой пройтись по дворцу, выбирая, что тебе хотелось бы привезти домой. Что же там не месте осталось? Понятно, почему все туристы едут в Париж, а не туда, где эту прелесть сделали!

И вот, всё разрушили. И какое-то странное чувство.
С одной стороны — уфф! Беру свои слова обратно! Слава богу, хоть что-то успели спилить и вывезти в Париж!
А с другой — очень опасно с такой логикой свалиться в миссионерство. Нам, типа, цивилизованным людям, виднее, что делать с богатствами, волею судеб попавшими в эти варварские страны. Мы, в принципе, знаем и как им жить нужно. Но если они с нами не согласятся (а у нас не будет настроения их заставлять), то мы хотя бы просто разграбим их страну, чтобы они по глупости не расколотили столь милые нашему сердцу игрушки.

Сложный это вопрос, кому принадлежит всемирная история. Имеют ли право французы разрушить Лувр?
Tags: ja, louvre, thebest
Subscribe

  • Отравление в Солсбери

    На сайте Arte лежит сериал про отравление Скрипалей. Я посмотрел, по настроению поначалу очень похоже на «Чернобыль» — такое же ощущение возможной…

  • Пропорции французского флага

    В недавнем C’est Jamy рассказали, что полоски французского флага не всегда одинаковой ширины. Что есть «стандартный» флаг, и там синяя, белая…

  • Stand-up Maths или Dobble наносит ответный удар

    Stand-up Maths (приятный канал: и смешно, и про математику) поднял недавно тему Dobble. Не так красиво, как рассказывал Лёша, но логика примерно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Отравление в Солсбери

    На сайте Arte лежит сериал про отравление Скрипалей. Я посмотрел, по настроению поначалу очень похоже на «Чернобыль» — такое же ощущение возможной…

  • Пропорции французского флага

    В недавнем C’est Jamy рассказали, что полоски французского флага не всегда одинаковой ширины. Что есть «стандартный» флаг, и там синяя, белая…

  • Stand-up Maths или Dobble наносит ответный удар

    Stand-up Maths (приятный канал: и смешно, и про математику) поднял недавно тему Dobble. Не так красиво, как рассказывал Лёша, но логика примерно…