green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Voyager au Moyen Âge — II

Я не совсем понимаю предназначение этого предмета, написано tablette à écrire, но это явно не «табличка для письма» в прямом смысле этого слова (то, о чём говорит Википедия). Тем не менее, на картинке изображён исторический момент — Св. Людовик встречает останки погибших крестоносцев. По легенде король прикасался руками к останкам каждого крестоносца (эбола! эбола!). А больше всего мне, конечно, понравились крайне реалистические выражения лиц двух женщин на фоне:



Update: похоже (спасибо, Дима!), это просто обратная сторона таблички, с другой стороны она плоская. Вот здесь лучше видно такие таблички.

Тоже вот, невозможно без улыбки смотреть — Вознесение:



Библия (насколько я понял, самый старый из сохранившихся вариантов на латыни). На выставке написали. что на изготовление книги ушла шкура 2000 телят. На самом деле, в книге 1029 страниц (я оставил в кадре руку для масштаба), так что это явное преувеличение. Покопавшись, я нашёл более правдоподобное утверждение: было заказано 3 копии Библии, и под это дело монахам выделили землю, где можно было вырастить 2000 необходимых для этого телят. Какое-то количество не дожило, у кого-то кожу забраковали, ну и три книги всё же, не одна.



Отношение к теме выставки непростое — это был подарок папе Григорию II, но подаривший книгу аббат скончался во время пути в Рим. Похоронив аббата, его попутчики продолжили путь, но до Рима тоже не доехали, детали на выставке не сообщались, но через 100 лет книга всплыла в Тоскане.

Возле этой книги я невольно подслушал разговор двух старичков. Говорила в основном бабушка. Какая же, говорит, безумная потеря сил, сколько веков всё вкладывали в религию, в бессмысленные, по сути, предметы. Как из-за этого задержалось развитие нашей цивилизации — эту бы энергию, да в мирное русло! А самый ужас — это то, что религия возвращается. И люди снова начинают не поезда строить, а храмы, не теоремы доказывать — а трактовать священные писания. Тратить свою энергию попусту.
Ну как же, возражает дедушка, всё же наука, общество, светское государство. Не допустят, поди!
Ах, вздыхает бабушка, ты слышал? Они уже обсуждают, не ввести ли религию как предмет в школе. И не выкинуть ли Дарвина и прочие «спорные» предметы.

Я стоял — и не мог поверить своим ушам. Бабушке с дедушкой было явно за 70, а может и за 80. Я как-то на автомате привык (это к вопросу о клише у нас в головах), что их сверстники наоборот защищают религию. А тут аж приятно стало, хорошо всё же смогли в своё время разделить Французское государство и религию. Да, не до конца, да, есть ещё над чем работать. Но вот такие бабушки, спонтанно формулирующие такую точку зрения — это очень приятно.
[при этом я не совсем разделяю её точку зрения по поводу потери сил и энергии в прошлые века, но полностью согласен с её описанием современной опасности]

Портативные раскладные подсвечники!



Lettre de change (по-русски это называется «вексель»?) XIV века — чтобы не везти с собой деньги, кладёшь их в родном городе в «банк», он тебе выдаёт расписку, по которой на месте назначения такой же «банк» выдаст тебе наличные.



А это я сначала принял за контракт о ренте. Предвкушал разбор актуарной науки XIV века. Но это оказался банальный учёт операционных расходов во время покупки контракта ренты (то есть, контракт ренты уже существовал, но его условия здесь не описаны) — сколько командированных, сколько командировочных, сколько вина они выпили и т.п.



Найдите 7 отличий. Слева — гравюра Альбрехта Дюрера 1504 года «Бегство в Египет» (бык! бык!), монограмма автора AD видна на камне под изгородью слева внизу. Справа — гравюра Маркантонио Раймонди 1506 года «Бегство в Египет», монограмма Дюрера всё ещё видна.



Связь с темой выставки тоже неочевидная — Дюрер ездил из Нюрнберга в Венецию подавать на того в суд за плагиат. Исход суда не цитируют, но в 1511 году Дюрер в очередной раз упоминает (проклинает) Раймонди в своей книге: горе тебе, вор труда и таланта чужого!
Tags: cluny, musei
Subscribe

  • La Vague и L'Odyssée des Gènes

    Практически одновременно купил два нон-фикшена. La Vague — книга французского эпидемиолога о первой волне ковида. Мы с Анютой — она тоже прочитала…

  • Разные книжки

    Был период, когда читать хотелось совсем какую-то ерунду, лишь бы попроще. Похоже, период прошёл, но за это время успел прочитать: «Nymphéas noirs»…

  • «The Fountain Of Salmacis» Genesis

    Смотрели с Натаном по ТВ передачу про Légo, там упомянули «Voodoo Child» Хендрикса, пошёл в youtube вспомнить мелодию, да там и остался. В какой-то…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • La Vague и L'Odyssée des Gènes

    Практически одновременно купил два нон-фикшена. La Vague — книга французского эпидемиолога о первой волне ковида. Мы с Анютой — она тоже прочитала…

  • Разные книжки

    Был период, когда читать хотелось совсем какую-то ерунду, лишь бы попроще. Похоже, период прошёл, но за это время успел прочитать: «Nymphéas noirs»…

  • «The Fountain Of Salmacis» Genesis

    Смотрели с Натаном по ТВ передачу про Légo, там упомянули «Voodoo Child» Хендрикса, пошёл в youtube вспомнить мелодию, да там и остался. В какой-то…