green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Categories:

Visite guidée RATP

Записались с Анютой на экскурсию в парижское метро, но из-за родительских собраний в натанкинских школах (Анюта пошла во французскую в нашем городе, а я поехал в русскую в Париже) сходить смог только я. Пришлось (по старой привычке) вызывать aguti на роль Ани.

Сбор в доме RATP у Лионского вокзала. В центре зала — симпатичная клумба с планом Ile de France. Мы живём на том кусочке слева внизу, где уже земля проглядывает.



Спустились в метро, проходим стык зон RATP и SNCF. Посмотрите, говорит наш гид, вот здесь SNCF посчитал, что заканчивается их территория. Именно до этого места они положили плитку на пол и покрасили стены. На самом деле, их зона заканчивается метрах в десяти, вон там, где начинается плитка и краска RATP. Но кто-то где-то недосмотрел, и теперь тут образовалась no man’s land. Я хотел было уже спросить гида, что рассказывает на экскурсиях его коллега из SNCF (посмотрите, как облажались RATP), но тот сам уточнил: впоследствии SNCF подняли кадастровые записи и убедились в собственной ошибке. Это можно понять хотя бы по тому, что no man’s land уставлена рекламой SNCF.
Мне эта история (разбирались несколько лет) напомнила известный всем парижанам фрагмент A6 сразу за IKEA и до péage, где многие годы был самый позорный во Франции убитый асфальт, и про который ходили подобные истории. Подробностей я не знаю, но пару лет назад асфальт, наконец-то, переложили.

Спустились к первой ветке метро. Обратите внимание на потолок вагонов — здесь имена (только prénoms!) всей команды, участвовавшей в автоматизации этой линии:



К слову, говорит гид, мы одно время говорили в своих объявлениях ligne une, но académie française нас поправила, указав на неизменяемость числительных во французском языке, и теперь все объявления употребляют ligne un.

Проехали до Nation, полюбовались классическим (арт-нувошным) входом в метро. Оказывается, парижское метро подарило какое-то количество таких входом метрополитенам разных городов, один такой, в частности, стоит в Москве на Киевской. В ответ города дарят что-то Парижскому метрополитену, от Москвы досталась курочка Ряба на Madeleine.

Проехали до Place d’Italie. На подъезде к станции объявляют: attention à la marche en descendant du train. Вы никогда не задумывались, спрашивает гид, о какой marche (ступенька) идёт речь? Там же нет ступеньки, правильно говорить attention à l’espace entre la voiture à le quai. Дело в том (наш гид сам работает в отделе, занимающимся голосовыми объявлениями в метро), что правильная формула слишком сложная. А у attention à la marche есть необходимая функция — люди автоматически опустят глаза и будут смотреть под ноги. К тому же, получается александрийский стих, люди автоматически начинают его повторять — и продолжают смотреть под ноги, чего мы и добивались.

Узнав, где работает наш гид, я задал ему давно меня мучивший вопрос — почему на Châtillon-Montrouge объявляют «конечная станция» на английском, японском и испанском. С десяток остановок до этого — только по-французски, а тут вдруг японский. Зачем? Оказалось, RATP постепенно вводит разные языки в свои объявления, просто для того, чтобы туристам было комфортно. Всего не переведёшь, но если хотя бы раз в день человек услышит что-то на своём языке — ему будет приятно. Иногда объявления на иностранных языках имеют какую-то привязку к местности, а иногда их раскидывают просто так, для равномерного покрытия карты.

Рассказал и про поезда метро с шинами. Я слышал только версию, что они менее шумные. Это правда, но это так, побочный плюс, бонус. Основная причина, почему их ставят в метро — у них сцепление лучше, чем у металлических колёс, в итоге получается быстрее разгоняться и тормозить, лучше проходить подъёмы и спуски.

Доехали до Place Monge, там редкий в Париже вход-павильон. Более того, прямо за ним находятся арены Лютеции, его арки и обыгрываются входами на станцию:



Прошли пешком до Jussieu. Тут вход ар-деко. Станцию строила другая компания, Nord-Sud, которая стремилась всеми силами отличаться от конкурировавшей CMP. В частности, более современным интерьером, тщательной проработкой деталей.



Проехали до Sèvres-Babylone, здесь была пересадка между линиями конкурирующих компаний. Изначально станция CMP называлась Babylone, а у Nord-Sud — Sèvres. В какой-то момент Париж потребовал единое название для всех станций пересадки, станцию назвали Sèvres-Babylone. При этом каждый написал своё название существенно крупнее бывшего названия конкурента — при реставрации станции эту деталь решили оставить:



У станции до сих пор два входа, и, несмотря на унификацию RATP, до сих пор по стилю можно понять, кто из них кто. Например, у CMP все повороты резкие, у N-S закруглены — это так просто не переделаешь.

Часть оформления станции Nord-Sud. У конкурентов были разные размеры рекламных щитов, после слияния в RATP выжил формат CMP, на станциях Nord-Sud расширили щиты, но оставили красивые логотипы:



Интерьер станции Nord-Sud. Они делали более высокие потолки, поднимающиеся вертикально вверх стены (у CMP сразу шёл склон), а также огромные таблички направлений над въездами в туннель. А будка справа — это старая кабина начальника станции.



Прекрасное слово, которым обозначается смена старых ламп (галогенных / накаливания) на новые LED — relamping :-)
Tags: Journées de Patrimoine, musei, musée rare, transport
Subscribe

  • Телефоны-фотоаппараты

    Я продолжаю офигевать от качества фотоаппаратов современных телефонов. Сестра прислала фоточку, а там на фоне видно звёздное небо. Мне стало…

  • Renault Megane Estate PHEV

    Вторая часть, как выразился _not_me, рекламного поста про нашу машинку :-) Потому что водить её оказалось одновременно и удобно,…

  • Стоимость электричества для машины

    У нас с начала мая новая машинка, я  писал, что интересно будет посмотреть на цифры, а тут мы как раз съездили в Италию, данных набралось. Во-первых…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Телефоны-фотоаппараты

    Я продолжаю офигевать от качества фотоаппаратов современных телефонов. Сестра прислала фоточку, а там на фоне видно звёздное небо. Мне стало…

  • Renault Megane Estate PHEV

    Вторая часть, как выразился _not_me, рекламного поста про нашу машинку :-) Потому что водить её оказалось одновременно и удобно,…

  • Стоимость электричества для машины

    У нас с начала мая новая машинка, я  писал, что интересно будет посмотреть на цифры, а тут мы как раз съездили в Италию, данных набралось. Во-первых…