green_fr (green_fr) wrote,
green_fr
green_fr

Category:

Детские книги для спокойствия родителей

Во France Culture Papier было пространное интервью Эрика Орсенна, где он упоминал свои романы про грамматику. Такое словосочетание меня зацепило, взял в библиотеке «La grammaire est une chanson douce».

Совершенно нечитаемая, скучная книга ни о чём. Типичная «детская» книга, написанная взрослым. При этом автор написал ещё 3 тома продолжения. У меня единственное объяснение — родители массово покупают эти книги в надежде, что их чадо хотя бы таким образом заинтересуется французским языком; чадо, конечно же, зависает на первой странице, потом книга нетронутой пылится на полочке. В пользу этой гипотезы свидетельствует 83 б/у экземпляра книги на амазоне (от 0.01€). Смущает только количество восторженных отзывов там же. Тоже родители пишут? Или я чего-то не понимаю?


От Assassin des échecs у меня сначала было такое же ощущение: автор рассказывает какие-то не слишком захватывающие истории, написанные с единственной целью — проиллюстрировать красивый математический принцип. Фалеса попросили измерить высоту пирамиды — вот тут-то ему и пригодилась одноимённая теорема! Ой, как интересно...

Но постепенно истории и примеры становятся интереснее, а после каждой «литературной» главы идёт глава с объяснением, обобщением и отсылками к дальнейшему чтению. И в принципе, получается хорошо — мой любимый «Золотой жук» написан именно так. Непонятно, на сколько подобных рассказов хватит фантазии автора (и его продолжателей).


Узнал (какие-то смутные воспоминания из института не в счёт) термин, которым называется активно используемый нами на работе принцип: эргодическая гипотеза. Меня регулярно смущает «мелкое жульничество», когда временна́я переменная подменяется пространственной (в нашем случае — гипотетического пространства, переменной сценария). Я всякий раз аккуратно оговариваю это в выкладках и с ужасом жду, когда у меня спросят, на каком, собственно, основании. Теперь буду с блеском писать «из очевидной эргодичности системы...» :-Р


А ещё зацепила фраза про то, что идеальный круг нарисовать очень просто (наш математик всегда брал тряпку и мел вместо циркуля и так рисовал на доске), а вот идеальную прямую научились рисовать только в XIX веке. Я, мягко говоря, удивился — что, линейку не могли изобрести? Потом понял, что линейки легко делать, уже имея другие линейки. С какой-то точностью, конечно же, люди выравнивали линейки на глазок, но простого метода уверенного проведения прямой линии я вот так сразу не нашёл.
Существует, оказывается, механизм, превращающий вращательное движение в идеальное прямолинейное!


А последняя история как-то выбила меня из колеи. То ли позор-позор (классическая задачка с мудрецами и шляпам), то ли это автор тонко троллит читателя, чтобы тот и сам задумался, и с друзьями поделился (у него получилось). Итак, злодей схватил 3 человек (два мудреца и рассказчик), надел им на лица маски — кому медведя (O), кому лисицы (R). Можно смотреть маски других, нельзя рассказывать, нужно угадать, какая у тебя маска.
Рассказчик видит две маски лисицы на головах у мудрецов и, естественно, не знает, какая маска на нём.
1 мудрец: я, пожалуй, предпочёл бы, чтобы кто-то другой начал угадывать.
2 мудрец: я тоже.
1 мудрец: в таком случае я знаю, какая у меня маска.
2 мудрец: я тоже.
Мудрецы угадывают, поражённый злодей отпускает их, заинтригованный читатель требует объяснения.
Дело в том, говорит автор, что в такого рода задачах мудрецы, конечно же, могут выработать заранее стратегию. Рассмотрим все возможные варианты: OOO, OOR, ORO, ORR, ROO, ROR, RRO и RRR. В каждом варианте есть хотя бы один pivot — человек, который видит две одинаковые маски на головах своих спутников. Выигрышная стратегия — позволить pivot угадывать первому, ставя на то, что у него маска не такая, как у его спутников.

По этой стратегии становится понятен диалог мудрецов — вопрос не в этом. Автор по ходу дела говорит: почему pivot должен ставить на маску, отличную от тех, что он видит? Потому что он проиграет только в двух вариантах, когда все три маски одинаковы, а выиграет в оставшихся шести, статистически это выгодно. И вот с этим я не могу согласиться!
Да, сценариев, когда у pivot такая же маска, как и у его спутников, меньше. Но самих pivot в этих сценариях больше (там все участники являются pivot, а в остальных сценариях pivot только один). А ведь наша задача — не угадать, в каком мы сценарии, а угадать свою маску, если мы — pivot. То есть, грубо говоря, нужно учитывать не количество сценариев, а количество позиций pivot.
Предположим, не было описанного диалога, одного из игроков в лоб спросили: давай, говори, какая у тебя маска. Он видит перед глазами две маски медведя, он — pivot. Очевидно, он либо в сценарии ROO, либо в OOO. Сценарии равнозначны, как можно говорить, что у него больше вероятность оказаться с маской лиса — непонятно! У кого есть идеи?
Tags: eric orsenna, knigi
Subscribe

  • Линьяно 2021

    Этим летом устроили себе «День сурка» второго порядка: после года, проведённого как один нескончаемый день, решили провести летний отпуск в точности…

  • La Seyne-sur-Mer

    На школьных каникулах решили сменить обстановку, съездить на юг Франции. Потому что за границу всё ещё сложно / невозможно, а там как минимум больше…

  • Forum des métiers

    У Натана в школе проводили что-то типа дней профориентации. В пошлом году делали в игровой форме — дети типа строят «город будущего», они выбрали…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments

  • Линьяно 2021

    Этим летом устроили себе «День сурка» второго порядка: после года, проведённого как один нескончаемый день, решили провести летний отпуск в точности…

  • La Seyne-sur-Mer

    На школьных каникулах решили сменить обстановку, съездить на юг Франции. Потому что за границу всё ещё сложно / невозможно, а там как минимум больше…

  • Forum des métiers

    У Натана в школе проводили что-то типа дней профориентации. В пошлом году делали в игровой форме — дети типа строят «город будущего», они выбрали…