Один на один я уже попробовал на работе: коллега из другой дирекции поступил на курсы актуариев (Кристоф, CNAM), попросил помочь с некоторыми темами — я с удовольствием приготовил ему программу курсов, домашние задания и пр., некоторое время мы с ним занимались в обеденные перерывы. Но с одним человеком просто, ты постоянно можешь контролировать, что он понял, а что не до конца. А как делать то же самое перед большой аудиторией?
И тут
Преподавать перед аудиторией (формально 46 человек, на самом деле ходят
Во-первых, внезапно ощущаешь себя взрослым. На тебя смотрят, как на взрослого, к тебе обращаются как к учителю, на «вы», «месьё», с уважением. Слушают внимательно. Очень необычно.
С явным удовольствием зафиксировали тот факт, что я где-то работаю. И я вспомнил, как у нам в институт тоже приезжали люди «из контор» преподавать что-то, и как к этим преподавателям было совершенно иное, более уважительное отношение, чем к «обычным», профессиональным преподавателям.
Во-вторых, постоянно надо помнить о разнице уровней. Тот же Кристоф, которому я что-то объяснял в обеденный перерыв, он уже получил своё высшее образование, он получает второе, и у него уже есть лет 10 опыта работы — это совсем не то же самое, что студент
Что-то они уже забыли: я попросил написать быстренько функцию линейной интерполяции — половина зависла, оставшиеся начали формулы в Википедии изучать. А чего-то и не знали никогда: я подразумевал, что к
Ну и общий уровень института — хороший, наверное, но не ФизТех, и даже не CEA.
Прикольно, кстати — случайно обнаружили, что один из наших с Анютой друзей заканчивал этот институт :-)
Студентов по именам я и не знаю, и даже если бы и знал — не запомнил бы. Но по лицам уже ориентируюсь хорошо. Спустя пару месяцев чётко видно, кто соображает, а кто нет, кто старается понять, а кому всё до лампочки. Но только спустя месяцы — несколько раз довольно позорно ошибся, когда человек, которого считал за полнейшего идиота, вдруг задаёт тебе такой вопрос, после которого становится ясно, что он всё прекрасно понимает, причём существенно лучше других.
Самое интересное работать не с теми, кто на лёту схватывает — они, по-хорошему, и дома по книжке не хуже бы поняли. А с теми, кто изо всех сил старается понять, задаёт тебе кучу вопросов, а ты ищешь для него его собственное объяснение, чтобы до него дошло, чтобы пробило его непонимание. Особенно в этом хороши две девчонки, что сидят на первом ряду — они после каждого занятия остаются с вопросами, в последний раз даже сразу приставили для меня стул к своему столу и выразились в духе «садитесь, и будете здесь сидеть, пока мы всё не поймём!»
Ну и тот факт, что студенты друг за друга держатся. Ленка рассказала, что они все курсовые делают парами — мне кажется, я чётко вижу эти пары, люди друг другу помогают. Я помню, как у меня в CEA был чуть ли не шок, когда я долго не мог поднять однокурсников на какое-то общее обсуждение, чтобы все поняли. Такое ощущение, что у них было восприятие однокурсников как конкурентов (в общем-то, мы таковыми друг другу и являлись), сильный контраст с нашим институтом. А здесь вот что-то посередине — французская конкуренция, наверное, осталась, но работа в паре приучает к вытягиванию коллеги.
Заканчиваю курс в январе, а на следующий год посмотрим — мне свой диплом ещё писать надо...